Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Возвращение (Глядим, глядим всё в ту же сторону...)
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Глядим, глядим всё в ту же сторону,
За мшистый дол, за топкий лес,
Вослед прокаркавшему ворону,
На край темнеющих небес.
Давно ли ты, громада косная
В освобождающей войне,
Как Божья туча громоносная,
Вставала в буре и в огне?
О, Русь! И вот опять закована,
И безглагольна, и пуста,
Какой ты чарой зачарована,
Каким проклятьем проклята?
А всё ж тоска неодолимая
К тебе влечет: прими, прости.
Не ты ль одна у нас, родимая,
Нам больше некуда идти.
Так, во грехе тобой зачатые,
Должны с тобою погибать
Мы, дети, матерью проклятые
И проклинающие мать.
28/15 сентября 1909
Веймар
Речь. 1909. 4 октября -- Современное слово. 1909. 4 октября -- ПСС-I, т. 15, без деления на четверостишия. Включено в ВВСС, возможно, в редакции З. Н. Гиппиус, но под именем Мережковского, с изъятием строфы 4, переработкой ст. 2, 4, 7—9, 17 и 18; в этой же редакции, но под загл. «1917» вошло в сборник З. Н. Гиппиус (псевд.: Антон Кирша) «Походные песни» (Варшава, 1920). За подписью Мережковского перепеч.: «Стихи о России» (Тифлис, 1920, под загл. «Русь»), «Трудовая копейка» (1909. 9 октября). Первоначальный карандашный черновой автограф (ЧА-1), чернильный черновой автограф (ЧА-2), с датой: «28/15 сентября 1909» и пометой: «Веймар», оба — ранняя редакция, без загл.; здесь же беловой автограф, без загл., с вар. в ст. 4 (как в ЧА-2) и 13 («А всё ж тоска неутолимая»),— все три автографа — в ИРЛИ. Авториз. копия — в фонде М. В. Ватсон (ИРЛИ). Написано по возвращении Мережковских из-за границы, куда они уехали в 1906 г. Ст-ние отражает потрясение и разочарование поэта событиями (разоблачение Азефа и наступившая за этим реакция), последовавшими за революцией 1905 г., на которую он возлагал эсхатологические чаяния пришествия Царства Третьего Завета. Близкие впечатления от возвращения нашли отражение в дневнике З. Н. Гиппиус «О Бывшем»: «В России крепкий сон, мороз реакции и торжество виселиц» (Возрождение. 1970. № 220. С. 57). Мысль о любви-ненависти к отчизне проходит через публицистику Мережковского конца 1900—1910-х гг. (см., например, его фельетон «Любовь к родине» — РСл. 1910. 23 июня). По всей видимости, на ритмику и образную систему этого произведения повлияли «Стихи о России» Блока; в свою очередь, оно, вероятно, было учтено Блоком в посвященном З. Н. Гиппиус ст-нии «Рожденные в года глухие...» (1914).