Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Бог (О, Боже мой, благодарю...)
БОГ
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят, —
Благодарю за этот миг,
За всё, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, —
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — всё. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей;
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..
<1890>
BE. 1890. № 1, под загл. «Молитва» и с вар. в ст. 19 («Ты — в поле травка» вм. «Ты — голос бури») -- СС-1904 -- СС-1910 -- ПСС-I, т. 15 -- ПСС-II, т. 23. Во всех четырех авторских собраниях не закурсивлено, тогда как в «Символах» набрано курсивом как эпиграф к книге, определяющий ее основную тему. Перепеч.: «Душеполезный собеседник» (1909. № 6), без загл., без ст. 5—8, 13—20 (в которых звучит тема мук и сомнения), с делением на четверостишия и с вар.: в ст. 2 («Что даровал моим очам»), в ст. 3 («Увидеть» вм. «Ты видеть») и в ст. 4 («И землю, небо и зарю»), «Нева» (1903. № 15 и 1909. № 9); текст в № 9 с вар. в ст. 19 (как BE), под загл. «Молитва», с делением на четверостишия, Волны вечности. Автограф (РГАЛИ), без загл. «Прекрасным» назвал «Бога» анонимный критик РБ (1890. № 1. С. 191). Как программное и задающее тон всему сборнику оценил его Н. Чубаров. «Несомненное пантеистическое мировоззрение, проходящее через "песни и поэмы", составляет часть внутренней жизни самого поэта: достаточно вдуматься в заглавное стихотворение сборника...» (далее цитируется «Бог»: РО. 1892. № 7. С. 349). Близкая трактовка дана в рецензии П. П. Перцова: «Пантеистический характер этого обращения (к Богу. — К. К.) является как бы указанием на миросозерцание автора и на общий колорит его произведений» (РБ. 1892. № 11, отд. 2. С. 67). «Пантеистом позднейших веяний» называет Мережковского и А. П. Налимов, цитируя ст. 19—24 основного текста (ПиЖ. 1904. № 6. Стб. 413). Иную позицию занял А. Волынский: соглашаясь, что в ст-нии «Бог» «смысл всех символов Мережковского», он отвергает пантеистическую трактовку мировоззрения поэта: «Для все уравновешивающего пантеизма, — писал он, — нужны необычные творческие силы, нужен талант Гете и Шелли, а не тот декадентский талант мелкого пошиба <...> которым наделены писатели наших дней» (СВ. 1892. № 4, отд. 2. С. 66—67).