Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Весеннее чувство (С улыбкою бесстрастия...)
ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО
С улыбкою бесстрастия
Ты жизнь благослови:
Не нужно нам для счастия
Ни славы, ни любви.
Но почки благовонные
Нужны, — и небеса,
И дымкой опушенные
Прозрачные леса.
И пусть всё будет молодо.
И зыбь волны, порой,
Как трепетное золото
Сверкает чешуей,
Как в детстве, всё невиданным
Покажется тогда
И снова неожиданным —
И небо, и вода,
Над первыми цветочками
Жужжанье первых пчел,
И с клейкими листочками
Березы тонкий ствол.
С младенчества любезное,
Нам дорого — пойми —
Одно лишь бесполезное,
Забытое людьми.
Вся мудрость в том, чтоб радостно
Во славу Бога петь.
Равно да будет сладостно
И жить, и умереть.
1893
ЛПН 1894. № 8 -- СС-1904 -- СС-1910 -- ПСС-I, т. 15 -ПСС-II, т. 22. Перепеч.: «Россия в родных песнях» (Пг., 1915), без строфического деления. Автограф (ИРЛИ), с вар. в ст. 7 («Чуть» вм. «И»), в ст. 9 («О» вм. «И») и с пометой: «Вест<ник> Евр<опы>» (предполагавшаяся публикация); датируется по расположению в тетради среди ст-ний 1893 г. Автограф — в фонде М. А. Ватсон (ИРЛИ), под загл. «Primavera», с подзаг. «Памяти великого Боттичелли». П. О. Морозов в рецензии на «Новые Стихотворения», как пример «декадентских стихов», с их любовью к «одному только бесполезному», цитирует строфу 6. Положено на музыку Р. И. Мервольфом (1913). Загл. ассоциируется с одноименном названием знаменитого ст-ния Жуковского (1816). С клейкими листочками — реминисценция из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (гл. «Братья знакомятся»), где этот образ, будучи заимствован из ст-ния Пушкина «Еще дуют холодные ветры...», превращается в символ иррациональной любви к жизни. Загл. и подзаг. в автографе из фонда Ватсон отсылают к одному из любимых живописных полотен Мережковского — картине «Весна» итальянского художника Сандро Боттичелли (1445—1510).