Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Венеция (Прощай, Венеция! Твой Ангел блещет ярко...)
ВЕНЕЦИЯ
Прощай, Венеция! Твой Ангел блещет ярко
На башне городской, и отдаленный звон
Колоколов Святого Марка
Несется по воде, как чей-то тихий стон.
Люблю твой золотой, твой мраморный собор,
На сон, на волшебство, на вымысел похожий,
Народной площади величье и простор
И сумрак галерей в палаццо древних Дожей,
Каналы узкие под арками мостов
И ночью в улице порою звук несмелый
Ускоренных шагов;
Люблю я мрамор почернелый
Твоих покинутых дворцов,
Мадонны образок с лампадой одинокой
Над сваями, в немых лагунах Маломокко,
Где легче воздуха прозрачная вода:
Она живет, горит, и дышит, и синеет,
И, словно птица, в ней гондола, без следа,
Без звука, — черная, таинственная реет.
1891
Сборник «Нивы». 1892. № 2, с датой: «1891». Автограф в фонде А. П. Чехова (РГБ); был приложен к письму от 11 октября 1891 г., в котором Мережковский называет ст-ние «недостойным Венеции», как «слишком материальное и грубое» (Чеховиана: Чехов и Серебряный век. М., 1996. С. 263). Он содержит строку отточий после ст. 4, иные ст. 5—8:
На сон, на вымысел похожий,
Народной площади простор
И полумрак в палаццо Дожей.
И дополнительную строфу после ст. 19:
Прощай, Венеция! Я буду вечно полн Любви к тебе, о море и свобода, — Царица теплых синих волн — Созданье Солнца и Народа.
Замысел написать большое стихотворное произведение о Венеции возник у Мережковского при первом свидании с этим городом в марте 1891 г., о чем он сообщил Н. Минскому 26 марта: «Венеция — какой-то волшебный сон, воплотившийся в мрамор <...>. Я непременно напишу поэму "Венеция"» (ИРЛИ).
- Ангел... на башне — скульптурное позолоченное изображение ангела на Кампаниле Святого Марка, знаменитого венецианского собора, построенного в 826—883 гг. в византийско-романском стиле и перестроенного в 1073—1095 гг.; в основном завершен в XV в.; колокольня собора (Кампанила; здесь: башня городская), построенная в 888—1517 гг. (завершена знаменитым архитектором Сансовино), стоит отдельно от собора.
- Народная площадь — Пьяцца Саy Марко, самая большая площадь в Венеции, расположенная перед собором.
- Палаццо древних Дожей, или Дворец Дожей — здание рядом с собором, на набережной Гранд-канала; начато в IX в. и завершено в XVI в.
- Мадонны образок. В Венецианской лагуне, прямо на воде, можно и сейчас встретить укрепленный на сваях «образок» Мадонны.
- Маломокко — один из островов Венецианской лагуны, по названию одной из его частей именуется чаще Лидо.