Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Помпея (Беспечный жил народ в счастливом городке...)
ПОМПЕЯ
I
Беспечный жил народ в счастливом городке:
Любил он красоту и дольней жизни сладость;
Была в его душе младенческая радость.
Венчанный гроздьями и с чашею в руке,
Смеялся медный фавн, и украшали стену
То хороводы муз, то пляшущий кентавр.
В те дни умели жить и жизни знали цену:
Пенатов бронзовых скрывал поникший лавр.
В уютных домиках всё радовало чувство.
Начертан был рукой художника узор
Домашней утвари и кухонных амфор;
У древних даже в том — великое искусство,
Как столик мраморный поддерживает Гриф
Когтистой лапою, свой острый клюв склонив.
Их бани вознеслись, как царские чертоги,
Во храмах мирные, смеющиеся боги
Взирают на толпу, и приглашает всех
К беспечной радости их благодатный смех.
Здесь даже в смерти нет ни страха, ни печали:
Под кипарисами могильный барельеф
Изображает нимф и хоры сельских дев,
И радость буйную священных вакханалий.
И надо всем — твоя приветная краса,
Воздушно-голубой залив Партенопеи!
И дым Везувия над кровлями Помпеи,
Не страшный никому, восходит в небеса,
Подобный облаку, и розовый, и нежный,
Блистая на заре улыбкой безмятежной.
II
Но смерть и к ним пришла: под огненным дождем,
На город падавшим, под грозной тучей пепла
Толпа от ужаса безумного ослепла:
Отрады человек не находил ни в чем.
Теряя с жизнью всё, в своих богов на веря,
Он молча умирал, беспомощнее зверя.
Подножья идолов он с воплем обнимал,
Но Олимпийский бог, блаженный и прекрасный,
Облитый заревом, с улыбкой безучастной
На мраморном лице, моленьям не внимал.
И гибло жалкое, беспомощное племя:
Торжествовала смерть, остановилось время,
Умолк последний крик... И лишь один горит
Везувий в черной мгле, как факел Евменид.
III
Над городом века неслышно протекли,
И царства рушились; но пеплом сохраненный,
Доныне он лежит, как труп непогребенный,
Среди безрадостной и выжженной земли.
Кругом — последнего мгновенья ужас вечный, —
В низверженных богах с улыбкой их беспечной,
В остатках от одежд, от хлеба и плодов,
В безмолвных комнатах и опустелых лавках
И даже в ларчике с флаконом для духов,
В коробочке румян, в запястьях и булавках;
Как будто бы вчера прорыт глубокий след
Тяжелым колесом повозок нагруженных,
Как будто мрамор бань был только что согрет
Прикосновеньем тел, елеем умащенных.
Воздушнее мечты — картины на стене:
Тритон на водяном чешуйчатом коне,
И в ризах веющих божественные Музы;
Здесь всё кругом полно могильной красоты,
Не мертвой, не живой, но вечной, как Медузы
Окаменелые от ужаса черты...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А в голубых волнах белеют паруса,
И дым Везувия, красою безмятежной
Блистая на заре, восходит в небеса
Подобный облаку, и розовый, и нежный.
1891
СВ. 1891. № 11, вместе с «Пантеоном» (№ 121), с вар. в двух предпоследних ст. («И дым Везувия, как древле, безмятежный, / Нестрашный никому, восходит в небеса.») -- СС-1904 -- СС-1910 -- ПСС-I, т. 15; в трех указанных авторских собраниях в объеме последней (третьей) части -- ПСС-II, т. 23. Во всех авторских публикациях с датой: «1891 г.». Автограф (ИРЛИ), с вар. в первой части: в ст. 9 («В уютном домике» вм. «В уютных домиках»), в ст. 19 («И» вм. «Здесь») и в ст. 23 («А там, вдали, твоя приветная краса»); в третьей части в ст. 12 («повозки нагруженной» вм. «повозок нагруженных»), в ст. 22 и 23 (как в СВ). А. А. Смирнов в рецензии на СС-1904 указал это ст-ние среди лучших произведений сборника (МИ. 1903. № 15. С. 166).
- Помпея — древний торговый город недалеко от Неаполя, в III в. до н. э. перешедший в руки римлян; 24 августа 79 г., вследствие извержения Везувия, был засыпан трехметровым слоем раскаленного пепла. Раскопки, начавшиеся в 1748 г., открыли остатки жилых домов, храмов и бань, с сохранившейся фресковой росписью, скульптурой, предметами быта и утварью.
- Смеялся медный фавн... Возможно, речь идет о знаменитой фреске «Силен и сатиры» на вилле «мистерий» (сер. I в. до н. э.) или о «пляшущем сатире» на той же вилле.
- Украшали стену <...> хороводы муз <...> пляшущий кентавр.— Имеются в виду танцующие менады и изображения кентавров на стене «казы дель Менандро».
- Пенаты (рим. миф.) — боги, охраняющие единство и благополучие семьи.
- ...узор / Домашней утвари и кухонных амфор. Натюрморты, описанные Мережковским, имеются во фресках многих домов: Юлия Филиция, Сачелло, Чейи, Кибиколи и др.
- Под кипарисами могильный барельеф и т. д. В северо-западной части Помпеи сохранились надгробные памятники (сейчас перенесены в музей).
- Партенопея — древнее название Неаполя.
- Евмениды (Эвмениды; греч. миф.) — богини мщения.