Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Искушение (Серебряной каймой очерчен лик Мадонны...)
ИСКУШЕНИЕ
(Отрывок)
Серебряной каймой очерчен лик Мадонны
В готическом окне, и радугой легло
Мерцание луны на малахит колонны
Сквозь разноцветное граненое стекло.
Алтарь и дремлющий орган, и купол дальний —
Погружены в таинственную мглу;
Лишь край мозаики в тени исповедальни
Лампаду отразил на мраморном полу.
Седой монах, перебирая четки,
10 Стоял задумчивый, внимательный и кроткий;
И юноша пред ним колена преклонил;
Потупив взор, он робко говорил:
«Отец мой, грех — везде со мною:
Он — в ласке горлиц под окном,
Он — в играх мошек над водою,
Он — в кипарисе молодом,
Обвитом свежею лозою,
Он — в каждом шорохе ночном,
В словах молитв, в огне зарницы,
20 Он — между строк священных книг,
Он — в нежном пурпуре денницы
И в жгучей боли от вериг...
Порою череп брал я в руки,
Чтоб запах тленья и могил,
Чтоб холод смерти утолил
Мои недремлющие муки.
Но всё напрасно: голова
В чаду кружилась, кровь кипела,
И греза на ухо мне пела
30 Безумно нежные слова...
Однажды — помню — я увидел,
Уснув в горах на склоне дня, —
Ту, что так страстно ненавидел,
Что так измучила меня.
Сверкало тело молодое,
Как пена в сумрачных волнах,
Всё ослепительно нагое
В темно-каштановых кудрях.
Струились волны аромата...
40 Лежал недвижим я, как труп.
Улыбкой дерзких, влажных губ
Она звала меня куда-то,
Она звала меня с собой
Под полог ночи голубой:
«Отдашь ли мне ночное бденье,
Труды, молитвы, дни поста
И кровь распятого Христа,
Отдашь ли вечность и спасенье —
За поцелуй?..» И в тишине
50 Звучало вновь: «Отдашь ли мне?..»
Она смеялась надо мною,
Но брошен вдруг к ее ногам
Какой-то силой роковою,
Я простонал:«Отдам, отдам!..»
. . . . . . . . . . . . . .
1884
ПСС-II, т. 22. В С-1888 с цензурным изъятием ст. 47—48, что отмечено в «Протоколе заседания Петербургского цензурного комитета» от 18 ноября 1887 г.: «В стихотворении "Искушение" исключить строки <...> "И кровь распятого Христа, / Отдашь ли вечность и спасенье..."» (РГИА). Отмечено в докладе цензора Коровина, как «извращающее понятие земной любви»: «автор рисует сцену покаяния монаха, который за поцелуй отдал "труды, молитвы, дни поста", "кровь распятого Христа"» (Там же). Автограф (ИРЛИ), с датой: «1884» и вписанными на полях ст. 31-34. В автографе оглавления С-1888 (ИРЛИ) под загл. «Из исповеди монаха».