Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Изгнанники (Есть радость в том, чтоб люди ненавидели...)
ИЗГНАННИКИ
Есть радость в том, чтоб люди ненавидели,
Добро считали злом,
И мимо шли, и слез твоих не видели,
Назвав тебя врагом.
Есть радость в том, чтоб вечно быть изгнанником
И, как волна морей,
Как туча в небе, одиноким странником,
И не иметь друзей.
Блаженны вы, бездомные, томимые
Печалью неземной,
Блаженны вы, презренные, гонимые
Счастливою толпой.
Прекрасна только жертва неизвестная:
Как тень хочу пройти,
И сладостна да будет ноша крестная
Мне на земном пути.
О, верь — твое сокровище нетленное
Не здесь, а в небесах,
В твоем стыде — величье сокровенное,
Восторг в твоих слезах.
Умри, как жил,— лелея грезы нежные,
Не слыша дольних бурь,
И серафимов крылья белоснежные
Умчат тебя в лазурь.
18 июня 1893
Нива. 1893. № 49, с датой: «1893 г.» -- СС-1904 -- СС-1910 -- ПСС-I, т. 15 -- ПСС-II, т 22; во всех четырех перечисленных собраниях — сокращенная редакция, без третьей и двух последних строф. Перепеч. (сокращенная редакция): ACП-I, АСП-II, ВВСС (без загл.), Антология (без строфического деления), «Царицынская жизнь» (1909. 22 апреля). Автограф (ИРЛИ), без загл., с вар. в ст. 5 («счастье» вм. «радость») и в ст. 11 («забытые» вм. «презренные»). На автографе помета: «Нива» и дата: «18 июня», что дает основание для его точной датировки (текст находится в тетради между ст-ниями 1893 г.). Автограф сокращенной редакции (РГАЛИ), без загл., с вар. в ст. II (здесь ст. 15): («радостна» вм. «сладостна»); см. факсимиле этого автографа, воспроизведенный в кн.: Русская литература XX века / Под ред. С. А. Венгерова. М, 1914. Т. 1. С. 320. Автограф строфы 2 сохранился в альбоме «Вечера К. К. Случевского» (РГАЛИ, в фонде ф. ф. Фидлера), Изъятие двух последних строф в краткой редакции, рисующих в умиротворяющих тонах христианское воздаяние в смерти, меняет тональность, усиливая метафизическое отчаянье одиночества первой части текста. А. Волынский назвал «Изгнанники» среди лучших пьес сборника, таких как «Проклятие любви» (№ 169), «Осенние листья» (№ 194), «Темный ангел» (№ 151), указав, что в нем «попадаются отдельные строки звучные и красивые» (СВ. 1896. № 3, отд. 2. С. 42). По первой публикации было переписано В. Я. Брюсовым в его шестую рабочую тетрадь, а строфу 4 он взял эпиграфом к восьмой тетради. В 1897 г. эта строфа становится лейтмотивом, сопровождавшим размышления Брюсова о безнадежно больной Е. И. Павловской (см. цитату в письме Брюсова Бальмонту в это время — АН. Т. 98. Кн. 1. М., 1991. С. 750). Об оценке В. В. Гофмана см. в примеч. 112. По сообщению К. М. Азадовского (в устной беседе), отдельные строфы ст-ния вошли в сектантский фольклор и до сих пор, наряду с известными духовными стихами, распеваются во время радений.