Дмитрий Мережковский. Поэзия: стихотворения и поэмы
Амалии (Ты — горящий, устремленный...)
АМАЛИИ
Ты — горящий, устремленный,
В темноте открытый глаз.
От руды неотделенный
И невспыхнувший алмаз.
Ты — стесненное ножнами
Пламя острого меча.
Пред святыми образами
Незажженная свеча.
Но не бойся: многоцветный,
Загорится твой алмаз.
Первой бледности рассветной
Не пропустит жадный глаз.
В Змея темного вопьется
Пламя светлое меча,
И пред Господом зажжется
Негасимая свеча.
Ты откроешь ли мне душу,
Как цветок — ночной росе.
Хочешь — сны твои нарушу?
Хочешь — спи и будь как все?
Всем, кто спит, — видений сладость,
Сонный плач и сонный смех,
Но божественная радость
Пробужденья — не для всех.
Ты не можешь? Ты не смеешь?
Берегись же: так уснешь,
Что проснуться не успеешь,
Жизнь без жизни проживешь.
Ты едва открыла очи.
Да иль нет? Ответь. Я жду.
Нет? Ну, что же, доброй ночи,
Спи спокойно. Я уйду.
1907
Париж
Печ. по: ПСС-II, т. 24, с датой: «1907» и с пометой: «Париж». Перепеч: «Памяти Амалии Осиповны Фондаминской» (Париж, 1937), в составе первых четырех строф, с датой: «24 февраля 1911 г.» и пометой: «Cannes». Обращено к жене одного из редакторов «Современных записок», публициста и видного эсера Ильи Исидоровича Фондаминского (псевд. Бунаков; 1880—1942), Амалии Осиповне Фондаминской (урожд. Гавронская; ум. 1935), многолетней близкой приятельнице З. Н. Гиппиус. С И. И. Фондаминским Мережковские познакомились в конце 1904 г., а с Амалией — в Париже в 1906 г.; сближение произошло зимой 1907—1908 гг., когда Бунаков поддержал и субсидировал сб. «Le Tzar et la Revolution» и познакомил Мережковских с Б. В. Савинковым (подробнее см.: Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906—1908) // Лица: Биографический альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 1. С. 319—371). Тогда же было написано наст. ст-ние, где, по всей видимости, в иносказательной форме обсуждается волновавший Мережковских вопрос об иудаизме и христианстве Фондаминской. Перепечатывая сокращенный вар. в сб. 1937 г., автор ошибочно относит его к зиме 1911 г., когда он, З. Н. Гиппиус и Амалия жили вместе в Каннах. К этому году относится ст-ние З. Н. Гиппиус, посвященное «Амалии» («Протяжная песня»); она же посвятила памяти Фондаминской два некрологических очерка: «Единственная» (в том же сб.: Памяти Амалии Осиповны Фондаминской. С. 47—49), где произвольно цитируются ст. 15—16: «Ты — пред образом Господним / Негасимая свеча»; ст. 16 вынесен в название второго очерка — «Негасимая свеча» (Последние новости. 1935. 22 июня).