Дмитрий Мережковский. Критика, публицистика, статьи, воспоминания, заметки
Вечные спутники. ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое издание состоит из ряда критических очерков. Цель автора заключается не в том, чтобы дать более или менее объективную, полную картину какой-либо стороны, течения, момента во всемирной литературе; цель его — откровенно субъективная. Прежде всего желал бы он показать за книгой живую душу писателя — своеобразную, единственную, никогда более не повторявшуюся форму бытия; затем изобразить действие этой души — иногда отделенной от нас веками и народами, но более близкой, чем те, среди кого мы живем, — на ум, волю, сердце, на всю внутреннюю жизнь критика, как представителя известного поколения. Именно в том и заключается величие великих, что время их не уничтожает, а обновляет: каждый новый век дает им как бы новое тело, новую душу, по образу и подобию своему.
Несомненно, что Эсхил, Данте, Гомер для XVI века были не тем, чем сделались для XVIII, еще менее тем, чем стали для конца XIX, и мы не можем представить себе, чем они будут для XX, — только знаем, что великие писатели прошлого и настоящего для грядущих поколений будут уже не такими, какими наши глаза их видят, наши сердца их любят.
Они живут, идут за нами, как будто провожают нас к таинственной цели; они продолжают любить и страдать в наших сердцах, как часть нашей собственной души, вечно изменяясь, вечно сохраняя кровную связь с человеческим духом. Для каждого народа они — родные, для каждого времени — современники, и даже более — предвестники будущего.
Вот почему, кроме научной критики, у которой есть пределы, так как всякий предмет исследования может быть исчерпан до конца, — кроме объективной художественной критики, которая также ограничена, ибо раз навсегда может дать писателю верную оценку и более не нуждаться в повторениях, — есть критика субъективная, психологическая, неисчерпаемая, беспредельная по существу своему, как сама жизнь, ибо каждый век, каждое поколение требует объяснения великих писателей прошлого в своем свете, в своем духе, под своим углом зрения.
В этом издании собран ряд небольших очерков (появлявшихся в печати от 1888 до 1896 г.) — как бы галерея миниатюрных портретов великих писателей разных веков и народов — для русской публики в значительной мере великих незнакомцев, ибо, кроме их имени, русский читатель до сих пор знает о них разве по отрывкам неудовлетворительных переводов или по безличным выдержкам из курсов литературы справочных книг.
За это соединение столь различных, по-видимому, чуждых друг другу, имен в одну семью, в одну галерею портретов, могут упрекнуть автора в отсутствии систематической связи. Но он питает надежду, что читателю мало-по-малу откроется не внешняя, а субъективная, внутренняя связь в самом я, миросозерцании критика, ибо — повторяю — он не задается целями научной или художественной характеристики. Он желал бы только рассказать со всей доступной ему искренностью, как действовали на его ум, сердце и волю любимые книги, верные друзья, тихие спутники жизни.
Это — записки, дневник читателя в конце XIX века.
Субъективный критик должен считать свою задачу исполненной, если ему удастся найти неожиданное в знакомом, свое в чужом, новое в старом.
Д. Мережковский
Ноябрь 1896
Печатается по: Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. Т. VII—VIII. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1914.
Целиком сборник вышел под названием "Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы". Спб., 1897. Второе издание — Спб., 1899. Третье издание — изд-во М. В. Пирожкова, отдельные выпуски: Акрополь, Дафнис и Хлоя. Спб., 1907; Марк Аврелий, Плиний Младший. Спб., 1907; Кальдерон, Сервантес. Спб., 1907; Монтень, Флобер. Спб., 1908; Ибсен. Спб., 1907; Достоевский, Гончаров, Майков. Спб., 1908; Пушкин. Спб., 1906. Четвертое издание — "Общественная польза". Спб., 1910. Пятое (репринтное) издание — "Вечные спутники". Letchworth, 1971.
- ...появлявшихся в печати от 1888 до 1896 г. ... — Первый очерк из составивших впоследствии сборник, был опубликован в журнале "Северный вестник", 1888, кн. XII под названием "Флобер в своих письмах".
- ...есть критика субъективная, психологическая, неисчерпаемая... — параллельно с Д. С. Мережковским принципы субъективной критики разрабатывал В. В. Розанов, сам Мережковский писал об этом в статье "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы".