Дмитрий Мережковский. Критика, публицистика, статьи, воспоминания, заметки
Вечные спутники. ТРАГЕДИЯ ЦЕЛОМУДРИЯ И СЛАДОСТРАСТИЯ
В Москве, в нынешнем году, поставлена трагедия Софокла "Антигона", судя по многочисленным отзывам — тщательно, но едва ли вполне удачно, с излишними сценическими эффектами.
Значение хоров, в которых заключена вся мудрость и поэзия трагедии, ослаблено, потому что их превратили в оперные хоры. Публике, впрочем, это понравилось: вероятно, без оперы она бы скучала от однообразной простоты великих слов и не столь охотно посещала бы представления. Но во всяком случае постановка греческой трагедии у нас, и то, что толпа любопытствовала и шла в театр — есть уже событие. Оно говорит о едва нарождающемся, смутном желании что-то понять, прежде совсем ненужное, обратить взоры в ту сторону, куда прежде вовсе не смотрели. Но может быть нехорошо, что нашей младенческой толпе,
чтобы привлечь и забавить ее, чтобы остановить ее внимание, — делают вечные уступки: дают оперу в трагедии, скрывая под семитическими сентиментально нежными мелодиями Мендельсона суровые и беспощадные пророчества древнего эллина; из других трагедий — выбрана первой Антигона, произведение высокое и совершенное, но все-таки менее дерзновенное, чем остальные части трилогии — Эдип-Царь и Эдип в Колонне. Те, от кого зависел выбор трагедии, думали, вероятно, что Антигона современнее. Но ее только скорее, чем какую-либо иную трагедию, можно "приспособить" к современной сентиментальности, понять со стороны неглубокой, общедоступной, мнимо христианской чувствительности — что, вероятно, большинство публики, не скучающей во время представления, и делает. Современность гораздо шире и глубже, чем случайное сентиментальное волнение, которое может дать среднему человеку ложно понятая Антигона. И если взоры людей невольно обращаются назад, к великим произведениям древности, со смутной надеждой найти в них звуки наших дней, — почему не дать им то, в чем звуки эти яснее и совершеннее, почему не показать живую связь прошлого с будущим без прикрас, уступок и смягчений?
Эврипид, в сравнении с Эсхилом и Софоклом, казался некогда трагиком упадка. Его находили слишком утонченным, изысканным, лишенным той громовой силы, которая есть у его предшественников, упрекали за то, что он отошел от правды жизни и допустил чудесное в своих трагедиях. Но так ли это?
Действительно, боги развязывают у него узлы человеческих страстей сверхъестественным вмешательством; он обнажает два вечные начала мира, "Я" и "не-Я", Аполлона и Диониса, до последней, почти безобразной, наготы, он знает борьбу между ними и уже символизирует ее в "Ипполите" борьбой двух богинь — Афродиты и Артемиды. Может быть, у него уже слишком много сознания, что лишает его стихийной, первобытной мощи Эсхила и совершенной гармонии Софокла; но именно это острое и тонкое сознание и преобладание его над стихийностью, глубокая прозрачность символов, разлад, ослабляющий и углубляющий его, и приближают к нему нас, людей с душами, едва пробудившимися к сознанию, еще такими же раздвоенными, как душа Эврипида. Так же, как он, мы поняли, что трагедия мировой жизни заключается в окружающей, в проникающей нас великой борьбе двух великих начал; так же, как он, увидели, что говорить о ней можно только символами, и как он — слишком острым и тонким сознанием еще не сумели найти последней гармонии последнего соединения.
Афродита — сила, сладострастие и красота — идет против Артемиды, целомудренной, строгой, нежной — и такой же сильной и прекрасной. Обе они равно прекрасны — и потому равно правы. Вечная борьба их не оканчивается и никогда не окончится в трагедии мира поражением одной, победой другой, и эта борьба не нарушает их олимпийской тишины и ясности, совершаясь только внизу, на земле, в сердцах человеческих. Артемида говорит Тезею, после гибели Ипполита:
Что на своих в семье богов никто
Не восстает, но каждый уступает.
Не то, поверь, не стала бы терпеть
Я, гордая, такого униженья.
Чтоб из людей того, кто для меня
Дороже всех, невинного казнили.
Но как над ним ты должен плакать, смертный,
Когда и мне его, богине, жаль1.
Молниеносную Афродиту-мстительницу Хор называет беспощадной:
Ты вливаешь через очи
В душу тех, кого губишь,
Проникая в сердца
Упоительной негой...
Не являйся мне, Эрос,
Разрушающей силой,
Беспощадным врагом,
Нет, слабей огонь пожара
И светил, враждебных людям,
Смертоносные лучи,
Чем из рук твоих любезных
Стрелы нежной Афродиты,
Олимпийское дитя.
И далее:
Священные Фивы,
Вы помните ярость
Богини любви.
Там Семелу, Дионисия
От Крониона зачавшую,
Не на радость полюбившую, Ты сожгла, Киприда, молнией: Губишь ты своим дыханием, А потом, золотокудрая, Улетаешь, как пчела!
Богиня Сладострастия мстит человеку, непокорному ей, чтущему в сердце своем Богиню Целомудрия; убивает его и губит невинную Федру, "сжигает ее своим дыханием". Ипполит умирает, его должны принести к отцу; и вдруг, среди горя и плача, среди несчастий, созданных Афродитой, перед самым появлением Артемиды, Хор возглашает радостный, как бы победный гимн:
Гордое сердце богов и людей Ты, Афродита, смиряешь; Веет над ними, порхая, твой сын, Легкий на радужных крыльях, И над певучей соленой волной И над землею летает... Укрощает Эрос И зверей свирепых, На горах живущих, — Только что в их душу Темную проникнет Золотым лучом; — И морских чудовищ, И несметных тварей, Вскормленных землею, Озаренной оком Солнца — и людей! Всем повелевает. Надо всем, Киприда, Ты одна царишь.
Какая тишина, какое благоволение к злой силе прекрасного!
В этот миг является Артемида, не побежденная и не победившая, чистая, справедливая и холодная. Она снимает клевету с Ипполита:
И жить с людьми не мог, затем, что слишком
Была для них душа твоя чиста.
Но, когда он, умирающий, взывает к ней:
Взгляни, как я страдаю!..
Богиня отвечает ему кротко:
Но слезы лить не должно нам, блаженным.
Ипполит в безумии ропота восклицает:
Но Артемида утешает его, безгневно обещает отомстить Афродите, убив человека, который ей дороже всех. Борьба продолжается в бесконечность, и поле битвы все то же сердце человека. Эврипид понимает, что эта борьба богов есть истинная жизнь людей, что она — биение их сердца, движенье крови, усилие и победа мысли. Мир — две чаши весов, вечно колеблющихся, две разные и равные чаши, с одной трепетной стрелкой вверху. И только две, соединенные и далекие, они могут существовать, обреченные на ничтожество одна без другой:
Если о мудрости вечных богов помышляю, В сердце моем утихает тревога, И понимать начинаю Волю бессмертных В мире земном.
Прошло много веков, борьба Артемиды и Афродиты проявлялась многими символами, люди познали галилейское учение целомудрия, смирения, отречения и покорности, не побежденное радостью жизни и солнца — но и не победившее их.
Еврипид как будто за много веков прозревал неведомое новое учение и носил его в душе своей. Это смутно чувствовали люди старой русской церкви, тихие и глубокие, более нас близкие к тайне жизни, потому что они в эту тайну хотели проникнуть, тогда как теперешний средний человек, под корой сонной нехристианской и неязыческой пошлости, — к ней равнодушен. Наши древние иконописцы изображали языческих мудрецов, поэтов и сибилл, предвещавших Мессию. И в Вяжицком монастыре, в храме святого Николая (1462 г.), под Спасителем, сидящим на престоле, изображен: "Трагик Эврипидий" со свитком "Аз чаю неприкосновенному родитися от Девы и сокресити мертвыя и паки судити им".
В Петербурге, на частной сцене, предполагается постановка "Ипполита", с возможной верностью и строгостью. Обещано участие артистов Императорских театров. Хоры будут сопровождаться музыкой, которую напишет бар. Е. Овербек. Полное подражание древней обстановке недости-
- 1. Трагедия Эврипида "Ипполит" в переводе Д. С. Мережковского.
Впервые: Мир искусства. 1899. Т. I. № 7—8.
- С. 358. В Москве, в нынешнем году, поставлена трагедия Софокла "Антигона"... — Премьера "Антигоны" состоялась в Московском Художественном театре 12 января 1899 г.
- С. 359. Его находили слишком утонченным... и далее — см. статью Ницше "Рождение трагедии из духа музыки" (1871).
- Тезей (или Тесей) — отец Ипполита, из-за наговора своей жены ставший виновником смерти сына.
- А есть такой обычай у блаженных... и далее — Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. М.: Изд-во Т-ва И. Д. Сытина, 1914. Т. XXI. С. 185—186, 153, 154.
- Диркейский колодезь — по преданию, тело убитой греческой царицы Дирки было брошено в ручей (в Фивах), получивший название от ее имени.
- С. 360. ...Ты сожгла, Киприда, молнией... — неточный перевод; богиня любви Афродита (Киприда) всего лишь содействовала связи Зевса (Крониона) и Семелы, от которой появился бог Дионис, а виновницей ее гибели была ревнивая Гера. Мережковский использует образ молнии для символизации сжигающей страсти, в то время как по мифу молния — всего лишь облик, который принял Зевс.
- Федра — мачеха Ипполита; влюбилась в своего пасынка, что привело к его гибели.
- Гордое сердце богов и людей... и далее — ук. изд., с. 183—184, 187, 189, 177.
- ...галилейское учение целомудрия — христианство.
- В Петербурге, на частной сцене, предполагается постановка "Ипполита"... — постановка была осуществлена 14 октября 1902 г. в Александринском театре.